Адаптированная основная образовательная программа (АООП) дошкольного образования обучающихся с умственной отсталостью разработана на основе «Программы обучения и воспитания детей дошкольного возраста с выраженной умственной отсталостью» (авт.Баряева Л.Б., Гаврилушкин О.П., Зарин А.П. и «Специального федерального государственного стандарта образования для детей с ОВЗ» (СФГСО).
   

   Данная программа является методической документацией, определяющей объем и содержание образования, целевые ориентиры освоения АООП, примерные условия реализации образовательной деятельности. А также является основой для составления специальных индивидуальных программ развития (СИПР).
   

   Программа разработана на основе новейших психологических, педагогических и медицинских исследованиях, выявивших потенциал детей с глубокой умственной отсталостью, который может быть реализован в процессе коррекционного обучения. Данная программа разработана с учетом возможностей детей, не способных к освоению основной образовательной программы в силу выраженности и тяжести основного заболевания.
   

   Данная программа нацелена на получение образования, уровень которого соответствует возможностям ребенка и определяется исключительно его индивидуальным потенциалом, резко ограниченным состоянием здоровья.
   

   Планируемые результаты освоения Программы конкретизируют требования ФГОС ДО к целевым ориентирам в обязательной части и части, с учетом возрастных возможностей и индивидуальных различий детей, а также особенностей развития детей с ОВЗ, в том числе детей-инвалидов.
   

   Задачи:
     

     Адаптация (обеспечение равных возможностей полноценного развития каждого ребенка в период раннего и дошкольного возраста). Планируемый результат: ребенок различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам.
     

     Социализация (объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных, социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества). Планируемый результат: ребенок владеет средствами коммуникации на уровне своих возможностей.
     

     Самоутверждение (создание благоприятных условий развития в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром). Планируемый результат: ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания.

Методические документы

Конспект занятия на тему: «Домашние животные»

 

Цель: формирование познавательной активности

 

Задачи:

  • познакомить детей  с названиями животных;

  • воспитывать эмоциональную отзывчивость и желание общаться, интерес к занятию;

  • развивать  слуховое восприятие, внимание, любознательность;

  • развивать звуковую культуру речи, продолжать обогащать словарный запас, активизировать «активный» словарь детей;

  • формировать элементарные навыки социального взаимодействия

 

Ход:

 

 1. Организационный

 

Дети с педагогами сидят в кругу на ковриках и передают друг другу бубен, проговаривая имя каждого участника, со словами:

«Поиграй нам, ………(имя), в бубен,

Мы в ладоши хлопать будем,

Поиграй, поиграй,

……….(имя следующего участника) бубен передай!».

 

 2. Основной

 

Педагог: «Посмотрите, ребята, кто пришел к нам гости?» (собачка)

«Давайте поздороваемся с собачкой, погладим ее. Какая собачка? (мягкая, пушистая). Смотрите, что она нам принесла».

Педагог ставит в середину «круга» таз с пшеном, в котором «спрятаны»фигурки домашних животных (кошка, собака, корова, коза, лошадь).

«Давайте ручками поищем, что спрятано в пшене. Но искать мы будем, соблюдая наши правила: ищем по-очереди, друг другу не мешаем, не шумим».

Первый ребенок погружает две руки в пшено и достает фигурку одного из спрятанных животных.

«Саша, кого ты нашел, покажи всем ребятам. Кто это? Это кошка (например).

Как кошка «говорит»? (мяу). Саша ставит фигурку животного перед собой.

Следующий ребенок также ищет двумя руками в пшене фигурку животного, достает ее, все вместе проговариваем название и произносим звукоподражание.

 

Когда все фигурки найдены, педагог убирает таз с пшеном и расставляет фигурки животных в середине «круга». Еще раз проговариваем названияживотных.

 

 3. Физкультминутка (Е.Железнова)

 

Дети выполняют движения, соответствующие тексту, под музыку.

 

 4. Дети с педагогами садятся на коврики.

 

Педагог: «Ребята, давайте еще раз назовем всех животных, которые находятся перед нами. Молодцы! Смотрите, у меня есть картинки с изображением животных.

Кто здесь нарисован?» (педагог показывает по одной картинке, называет животных).«Давайте мы для каждого животного подберем подходящую картинку».

Дети по-очереди ставят фигурку животного на соответствующую картинку.

Педагог побуждает каждого ребенка к речевому высказыванию: «Никита, какое животное ты взял? На какую картинку ты его поставишь?» и т.д.

 

 5. Завершающий

 

«Молодцы, ребята! Собачке очень понравилось у вас в гостях, но ей уже пора домой. Давайте с ней попрощаемся и скажем добрые слова».

 

Дети машут «собачке» рукой, педагог говорит «добрые слова», побуждая к тому же самому детей: «Спасибо, что пришла», «Приходи еще к нам в гости», «Будем рады тебя видеть».

 

В конце занятия дети сами убирают фигурки животных в корзину, рабочие коврики кладут на место.

 

Открытое занятие  по развитию речи для детей 2-3 лет

Задачи:

  1. Продолжать знакомить детей с русским народным творчеством – сказкой.

  2. Закреплять знания детей об овощах

  3. Побуждать детей использовать в собственной речи отрывки из сказки

  4. Продолжать обогащать словарь детей прилагательными характеризующими качества предметов (большая, желтая, вкусная,  сладкая)

  5. Продолжать обогащать  словарь детей  словами-действиями (пошел, тянуть, прибежала, показала).

  6. Продолжать развивать звукопроизношение гласных звуков  через звукоподражание (мяу-мяу,гав-гав,пи-пи-пи)

  7. Воспитывать умение слушать внимательно, узнавать знакомые произведения, узнавать героев сказки в иллюстрациях и игрушках.

  8. Побуждать детей выражать удовольствие от встречи с литературным произведением, радость от эмоционального сотрудничества.

 

Методы и приемы:

  1. Словесные: вопросы, беседа

  2. Наглядные: показ книжки, рассматривание

  3. Игровые: разыгрывание  русской народной сказки «Репка»

 

Материалы и  оборудование:

Игрушки героев сказки, книжка «Репка», декорации

Организация детей: 8-10 детей

Продолжительность: 15 мин

Предварительная работа: чтение, рассматривание картинок.

 

Ход занятия:

 

Приветствие детей и гостей.

Дай-ка в глазки погляжу,

Сказку вам я расскажу

А сказка будет вот про что…

Круглый бок, желтый бок

Сидит на грядке колобок

В земле засел крепко

Конечно это ….. (Репка)

 

Сюрпризный момент: в гости приходит мышка и хвалится, что она достала репку. Обсуждаем с детьми правду ли говорит мышка, чтобы доказать обратное читаем сказку «Репка»

Рассказывая сказку, побуждаем детей подсказывать нужные слова, уточняем представление о том, кто что ест, активизируем в речи ребенка глаголы :едят, есть, лакать, грызть

Т.к. к двум годам уже все дети хорошо знают  сказку «Репка», то рассказываем ее с помощью детей. Рассказ сопровождаем показом фигурок. Конец каждого предложения не договариваем, а даем возможность сказать детям.

Как они радовались, когда вытащили репку, давайте покажем…

Мы ногами топ-топ

Мы руками хлоп-хлоп

А потом прыг-скок

И еще разок

А потом вприсядку

И снова по порядку.

Просим малышей показать, как дед тянул репку, при этом нараспев произносим «Тянет – потянет».  Репка была «большая пребольшая». Покажите , какая была репка. Дети должны развести руки в стороны или описать в воздухе круг. Затем убираем со стола игрушки и просим вспомнить, кто тянул репку. По мере  называния персонажей ребенком достаем в хаотичном порядке и расставляем фигуры, а затем просим малыша расставить фигуры в правильном порядке, как было в сказке.

Спрашиваем у детей: «А что дед с бабой и внучкой  сделали потом с репкой?» «Съели». Отделяем от группы фигуры бабы деда и внучки ставим перед ними репку и уточняем, что люди едят репку, а кошка, собака и мышка нет.  А что они любят? Кошка любит лакать молочко, собака грызть косточку, а мышка любит сыр или хлебную корочку.

Воспитатель предлагает  детям показать сказку гостям, предварительно  распределив роли. В конце сказки мышка угощает детей репкой. Идем мыть ручки, чистить и есть репку.

 

Конспект непосредственно образовательной деятельности
во второй младшей группе.
Нетрадиционное рисование ватными палочками
«Гроздь рябины»

 

 

 

 

                                                         

                                                                                                                                                                                               Сидорова Е.А.

Образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие»

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».

Цель: Продолжать знакомить детей с нетрадиционной техникой рисования - рисование ватными палочками.

Образовательная задача: Учить использовать в работе нетрадиционную технику - рисование ватными палочками, развивать видение художественного образа, формировать чувство композиции; закреплять знание цветов; расширять знания детей  о природе, учить детей рассуждать.

Развивающая задача: Развивать интерес к нетрадиционному изображению на бумаге, развивать мелкую моторику рук, развивать внимание и мышление.

Воспитательная задача: Воспитывать интерес к изучению природы, любовь и бережное отношение к ней.

Словарная работа: рябина, снегирь, гроздь рябины, «тычок».

Материал: ветка рябины с гроздью ягод, гуашь красного цвета, ватные палочки, влажные салфетки на каждого ребёнка, листы с заранее нарисованными ветками рябины – без ягод, стаканчики с водой.

Предварительная работа: наблюдение за птицами на прогулке, беседа «Птицы зимой», рассматривание иллюстраций «Рябина кудрявая», «Снегири на ветках рябины», целевая прогулка по территории детского сада «Знакомство с деревьями», п/игра « К названному дереву беги».

 

Ход занятия:

Включить аудиозапись щебетание птиц из альбома «Голоса природы»

Воспитатель:  Ребята, кто это так красиво поёт?

 

Дети: Это птички!

 

Воспитатель: Сегодня утром, когда я шла на работу, я увидела стайку птиц, сидящих на дереве. Они были такие грустные, голодные. Я пригласила их к нам в гости. Посмотрите, вот они сидят, на веточке. Как зовут этих птиц? (Снегири)

 

Воспитатель: Ребята, чем питаются птички зимой? (зернышками, хлебом….)  А еще чем можно накормить птичек зимой?  (ответы детей)
В природе есть такое дерево, у которого ягоды висят до самой поздней зимы, мы видели его на прогулке. Птички прилетают на это дерево и клюют ягоды. Послушайте стихотворение про это дерево:

Вся усыпана гроздьями ягод,
Та рябина стоит на ветру.
Не боится она этих тягот,
И на солнце горит поутру.

Так алеют те ягоды жарко!
Наливаются соком не зря -
Ведь зимой, когда снег светит ярко,
Увидать можно там снегиря!

Будут птицы клевать ягод спелость.
Им по нраву её горький вкус.
И рябина, отдав свою зрелость,
Облегчённо качнет веткой бус.

 

Воспитатель: О чём это стихотворение? (О рябине)
Правильно, посмотрите, какие красивые ягоды висят на веточке (показать ветку рябины). Ягодки висят одна возле другой, их много они собраны в гроздь. Вот этими ягодами питаются птицы зимой.

 

Воспитатель: Какого цвета ягодки рябины на веточке?  (Красного)
- Какой они формы?  (Круглые)
- А какого они размера?  (Маленькие)

 

Воспитатель:  Правильно, ребята, молодцы! На веточке рябины очень много маленьких круглых, красных ягод. Они висят одна возле другой, целой гроздью.  
 

Физминутка «Рябинка»

 

Воспитатель: Когда наступает зима и выпадает снег, птицам очень трудно найти себе еду.

- Как вы думаете, чем мы можем помочь птицам? (Ответы детей).

- Давайте мы с вами сейчас нарисуем ягоды рябины для снегирей. (На столе приготовлена гуашь красного цвета, ватные палочки и листы с нарисованными веточками рябины)

 

Воспитатель: Ребята, что лежит у вас на столе? (Бумага, краски, палочки)
Посмотрите (показывает листочки с нарисованными ветками рябины), на веточке нет ни одной ягодки! А что же будут кушать наши птички?  Давайте мы с вами поможем птицам и нарисуем ягоды. Но рисовать мы будем не кисточкой, а ватными палочками. Этот способ рисования называется «тычок».
Давайте с вами вспомним, как нужно рисовать этим способом. Берём палочку и обмакиваем её в краску, но не всю палочку, а только кончик. Затем прикладываем её к веточке.

А теперь вы возьмите палочку в руку и приступаем к рисованию.
Воспитатель напоминает, что палочку надо обмакивать в краску аккуратно, что на веточке не одна ягодка, а много и они дружат друг с другом, растут рядышком друг с другом.

 

Воспитатель: Рисуйте аккуратно, набирайте достаточно краски на палочку, чтобы ягоды были яркими, сочными.
Какого цвета у нас ягодки? (Красного) Правильно, молодцы!

В процессе работы помочь детям, которые испытывают затруднения.

 

Воспитатель: Какие чудесные ягоды рябины мы с вами нарисовали. Посмотрите, снегири увидели наши ягодки и очень обрадовались. Они очень любят кушать эти ягодки! Подойдите к птичкам и возьмите в руки по одной птичке. (Каждый  ребёнок  берёт силуэт снегиря). Пока наши работы подсыхают, мы с вами поиграем.

 

Игра «Птички»

Воспитатель: Ребята, давайте все вместе подойдем и посмотрим на наши гроздья  рябины. (Рассматривание готовых работ)   (Похвалить всех детей.)

- Ребята, вам понравилось наше занятие? (Ответы детей)

- Что мы сегодня делали? (Ответы детей)

- Какие ягоды рисовали? (Ягоды рябины, красные, круглые, маленькие)

- Чем рисовали? (Ватными палочками)

- Как называется этот способ? (Тычок)

- Посмотрите, как рады снегири нашим ягодкам! Угостите своих снегирей, положите их на свои работы. Молодцы, ребята! Потрудились, спасли снегирей от голода, много сочных ягод нарисовали.

 

Литература:

А.В.Никитина «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Пособие для воспитателей и родителей». – СПб.: КАРО, 2007г.

Г.Н.Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Часть 1, 2».- М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008г.

В. Сибирцев  «Сборник стихов  «Вся усыпана гроздьями ягод» ОАО «Радуга» 2007 г.

 

Сценарий спортивного праздника для детей раннего возраста

Воспитатель предлагает детям совершить прогулку по волшебному лесу.

Воспитатель: " Мы поедем в лес на поезде. Держитесь за верёвочку , поезд отправляется!"

Дети под музыкальное сопровождение входят в зал друг за другом, держась за веревочку, изображая движение поезда.
Воспитатель ведёт детей за собой, изображая поезд, поёт : 

Вот поезд наш едет , колеса стучат,
А в поезде нашем ребята сидят.
"Чу-чу-чу-чу-чу-чу", гудит паровоз,
Далеко, далеко ребят он повёз...


Воспитатель:

Вот приехали мы в лес, в нем полным - полно чудес! Здесь живут лисички, медвежата , синички , воробьи.

Проводится игра "Звери и птицы в лесу" (дети выполняют основные движения, изображая животных и птиц).

В зал входит Зима:  "Здравствуйте, дети! Рада видеть вас в волшебном лесу. Приближается весна, мне пора уходить, а на прощание хочу с вами поиграть (показывает снежки).
Проводится подвижная игра: "Игра со снежком".

Мы похлопаем в ладошки - хлоп, хлоп,
Мы потопаем немножко- топ - топ,
Мы наклонимся сейчас и ударим ( по коленям) восемь раз,
Слепим мы сейчас снежок, догони его, дружок!

Зима: Ох, как стало жарко! Пусть пойдёт снег!

Проводится игра на художественное самовыражение "Снежинки".

Снежинки, снежинки по небу летят,
Снежинки, снежинки на землю хотят
(дети бегают по залу , изображая снежинки)

А ветер все дует сильнее, сильнее, 
Снежинки кружатся быстрее, быстрее
(кружатся)

Вот ветер затих, стало тихо кругом,
Снежинки слетелись в большой снежный ком
(дети бегут к воспитателю и садятся на корточки).

В зал входит Заяц. Воспитатель и дети рассказывают ему, как они готовятся встречать весну.

Заяц: "Я тоже готовлюсь к весне, меняю шубку на серую" 

Воспитатель предлагает детям поиграть с Зайцем.

Проводится эстафета "Полоса препятствий".
( дети пролезают друг за другом в тоннель, ползут по гимнастической скамейке на живого, подтягиваясь руками)

Гудит поезд. Пора возвращаться домой. Зима прощается с детьми, раздаёт угощение.

Воспитатель предлагает детям "садиться на поезд", а зайчика зовут с собой.
Праздник заканчивается катанием на санках на улице.

© 2018 ГКУ ЦССВ "Петровский парк"

  • Facebook
  • Instagram